Ключевые слова: |
дошкольное образование; инструментарий обследований; мониторинг экономики образования; преподаватели; родители; рынок образования; рынок образовательных услуг; экономика знаний; экономика образования. |
Общее описание целей и задач исследования: |
Цель работы заключается в развитии мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере дошкольного образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, совершенствовании научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. Респондентами в данном исследовании выступают руководители (заведующие) образовательных организаций, реализующих указанные программы. |
Тип исследования: | Повторяющееся |
Тип выборки: | Выборка учреждений дошкольного образования была стратифицирована по следующим параметрам: административно-географический; тип населенного пункта; форма собственности. В качестве «географического признака» использовалась принадлежность к одному из восьми федеральных округов: 1) Северо-Западный ФО; 2) Центральный ФО; 3) Приволжский ФО; 4) Южный ФО; 5) Северо-Кавказский ФО; 6) Уральский ФО; 7) Сибирский ФО; 8) Дальневосточный ФО. По признаку «тип населенного пункта» было выделено 5 категорий: 1) г. Москва; 2)города с населением более 1 млн. человек; 3) города с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек; 4) города с населением менее 100 тыс. человек; 5) села и пгт. По признаку «тип образовательного учреждения» для учреждений дошкольного образования: 1) государственные учреждения; 2) негосударственные учреждения. Всего для опроса было отобрано 550 учреждений дошкольного образования в 55 регионах России. В ходе обследования в 2012/2013 учебном году было охвачено 375 учреждений дошкольного образования из числа учреждений, участвовавших в обследовании в 2010/2011 или в 2011/2012 учебных годах. В случае отказа руководителя какого-либо отобранного для обследования образовательного учреждения принять участие в обследовании это учреждение заменялось на другое из той же страты в соответствии с административно-географическим расположением, типом населенного пункта и типом образовательного учреждения. |
Какие регионы входят в выборку: | Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный Федеральные округа |
Метод сбора данных: | метод личного интервью с руководителями учебных заведений (заведующими детскими садами и их заместителями). Вместе с тем допускалось самозаполнение анкеты респондентами, в том числе анкета могла быть выслана и получена после заполнения по электронной почте или по факсу |
Список основных исследователей: | Л.М.Гохберг, Г.В.Андрущак |
Организация, проводившая полевые работы: | Аналитический центр Юрия Левады |
Источники финансирования: | Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ |
Тип доступа к данным: | Открытый доступ |
Другие сведения, которые руководитель проекта считает необходимым сообщить: | Шаблон ссылки, которая в дальнейшем должна употребляться при каждом использовании БД: В работе использованы данные проекта < Мониторинг экономики образования > (руководители – Л.М.Гохберг, Г.В.Андрущак), выполненного при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Полевые работы проведены в 2012 году <организация, проводившая полевые работы - Аналитический центр Юрия Левады >. Данные получены из Единого архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ |