Ключевые слова: |
мониторинг рынков образования; общее образование; рынок образовательных услуг; экономика знаний; экономика образования. |
Общее описание целей и задач исследования: |
Цель работы заключается в развитии мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, совершенствовании научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Респондентами в данном исследовании выступают родители школьников, посещающих общеобразовательные организации. |
Тип исследования: | Повторяющееся |
Тип выборки: | Квотная выборка. Выборка учреждений общего образования была стратифицирована по следующим параметрам: административно-географический; тип населенного пункта; тип образовательного учреждения. В 2011/2012 учебном году в выборку не включены образовательные учреждения Москвы. Выборка учреждений общего и дошкольного образования в основной своей части (300 учреждений для каждого типа образовательных учреждений) была распределена по стратам «административно-географический признак» и «тип населенного пункта» пропорционально численности населения этих страт, оставшиеся 100 учреждений для каждого типа образовательных учреждений легли на города с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек Центрального федерального округа. Для проведения обследования были отобраны учреждения, которые были охвачены обследованием в 2010/2011 учебном году. Однако поскольку при построении выборки обследования 2011/2012 учебного года пришлось перераспределить по другим стратам 100 учреждений дошкольного образования, которые ранее опрашивались в Москве, дополнительные учреждения были отобраны в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек Центрального федерального округа случайным образом. Всего в выборку обследования были включены 58 учреждений общего образования, которые приняли участие в опросе в 2010/2011 учебном году. В каждой школе опрашивались по 30 родителей учащихся начальных, средних и старших классов. Выборка родителей делилась на четыре части: 1) 25% родителей учащихся 1-4 классов; 2) 25% родителей учащихся 5-7 классов; 3) 25% родителей учащихся 8-9 классов; 4) 25% родителей учащихся 10-11 классов. В каждой из этих четырех частей отбирались по два класса (так, чтобы они приходились на разные года обучения), в каждом из которых нужно было опросить по 3-4 родителя. |
Какие регионы входят в выборку: | Северо-Западный, Центральный (без учета Москвы), Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный Федеральные округа |
Метод сбора данных: | Анкетный опрос |
Список основных исследователей: | Л.М.Гохберг, Г.В.Андрущак |
Организация, проводившая полевые работы: | АНО "Левада-Центр" |
Источники финансирования: | Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ |
Тип доступа к данным: | Открытый доступ |
Другие сведения, которые руководитель проекта считает необходимым сообщить: | Шаблон ссылки, которая в дальнейшем должна употребляться при каждом использовании БД: В работе использованы данные проекта < Мониторинг экономики образования > (руководители – Л.М.Гохберг, Г.В.Андрущак), выполненного при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Полевые работы проведены в 2012 году <организация, проводившая полевые работы - Аналитический центр Юрия Левады >. Данные получены из Единого архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ |