ИССЛЕДОВАНИЯ НЦМУ: Разработка и первичная апробация элементов инструментария для исследования проявления «агентности» среди учащихся (школьников и студентов), включая вопросы обучения предпринимательству

Ключевые слова: Агентность, школьники, предпринимательство, обучение предпринимательству
Исследователи Сорокин Павел Сергеевич;
Черненко Светлана Евгеньевна;
Вятская Юлия Алексеевна;
Нобельман София Альбертовна.
Подразделение НИУ ВШЭ/организации-партнера по НЦМУ Центр развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ
Общее описание целей и задач исследования: Цель исследования — разработка и апробация инструментария, выявляющего “предпринимательский” элемент человеческого потенциала, понимаемого как способность к агентному взаимодействию с окружающей средой.

Задачи исследования:
  • разработать инструментарий, выявляющий агентность учащихся;
  • выявить отдельные проявления агентности у учащихся через предпринимательскую деятельность;
  • изучить формы проявления агентности в программах дополнительного образования различной направленности (кружки, секции, студии/техническое творчество, спорт, искусство, предпринимательство и др.), детских и молодежных общественных объединениях (в т.ч. опыт создания коллективов), технологических и социальных проектах (в т.ч. волонтерство);
  • Выявить портрет школьника, увлекающегося предпринимательством
Ход реализации проекта: 1. Пилотаж инструментария с экспертами (социологи) с целью доработки гайда интервью и анкеты
2. Пилотный опрос по анкете школьников Пилотный опрос по гайду интервью школьников
Тип исследования: пилотаж инструментария
Тип выборки: Выборка из числа приглашенных к участию в опросе школьников, участвующих в Кружковом движении Национальной технологической инициативы и курсе для школьников от Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ)
Размер выборки 303 школьника (анкета)
34 школьника (интервью)
Страны/регионы Россия
Метод сбора данных Онлайн опрос через платформу Enjoysurvey и онлайн-интервью (площадка - Zoom)
Организация, проводившая полевые работы Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
Сроки полевых работ с точностью до месяца Сентябрь-октябрь 2021
Доступ к данным Январь 2024 год
Ключевые результаты
  • Выявлен портрет школьника, обучающегося предпринимательству и имеющий предпринимательский опыт;
  • Выявлены основные траектории школьников, связанные с проявлением агентности;
  • Апробирован и подкорректирован инструментарий для выявления агентности школьников через предпринимательскую деятельность;
  • Выявлены наиболее эффективные практики обучения (мотивирование учеников, командная работа, организация индивидуальных консультаций);
  • Выявлены ключевые характеристики наставника/ментора (взаимодействие, основанное на дружеских и доверительных отношениях; высокий профессионализм и вовлеченность наставника)
Гайд интервью школьников
Анкета школьников промежуточная версия
Анкета школьников итоговая версия

Единый архив экономических
и социологических данных.

© 2010–2021
Все права защищены.