Ключевые слова: |
дошкольное образование; мониторинг рынков образования; рынок образовательных услуг; экономика знаний; экономика образования. |
Общее описание целей и задач исследования: |
Цель работы заключается в развитии мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере дошкольного образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, совершенствовании научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. Респондентами в данном исследовании выступают руководители (заведующие) образовательных организаций, реализующих указанные программы. |
Тип исследования: | Повторяющееся |
Тип выборки: | Квотная выборка. Выборка учреждений дошкольного образования была стратифицирована по следующим параметрам: административно-географический; тип населенного пункта; тип образовательного учреждения. В 2011/2012 учебном году в выборку не включены образовательные учреждения Москвы. Для проведения обследования были отобраны учреждения, которые были охвачены обследованием в 2010/2011 учебном году. Однако поскольку при построении выборки обследования 2011/2012 учебного года пришлось перераспределить по другим стратам 100 учреждений дошкольного образования, которые ранее опрашивались в Москве, дополнительные учреждения были отобраны в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек Центрального федерального округа случайным образом. В ходе обследования 2011/2012 учебного было охвачено 48 учреждений дошкольного образования из числа учреждений, участвовавших в обследовании 2010/2011 учебного года. Для обследования отбирались в основном государственные/муниципальные учреждения нормальной комплектности (за исключением тех случаев, когда для проводившегося одновременно с опросом руководителей учреждений дошкольного образования опроса преподавателей (воспитателей) и родителей детей, посещающих школы и детские сады требовалось отобрать негосударственные/частные учреждения или малокомплектные школы), специальные учебные заведения для обследования не отбирались. Всего для опроса было отобрано 400 учреждений дошкольного образования в 45 регионах России. В случае отказа руководителя какого-либо отобранного для обследования образовательного учреждения принять участие в обследовании это учреждение заменялось на другое из той же страты в соответствии с административно-географическим расположением, типом населенного пункта и типом образовательного учреждения. |
Какие регионы входят в выборку: | Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный Федеральные округа |
Метод сбора данных: | метод личного интервью с руководителями учебных заведений (заведующими детскими садами и их заместителями). Вместе с тем допускалось самозаполнение анкеты респондентами, в том числе анкета могла быть выслана и получена после заполнения по электронной почте или по факсу |
Список основных исследователей: | Гохберг Л.М., Андрущак Г.В. |
Организация, проводившая полевые работы: | АНО "Левада-Центр" |
Источники финансирования: | Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ |
Тип доступа к данным: | Открытый доступ |
Другие сведения, которые руководитель проекта считает необходимым сообщить: | |