Ключевые слова: |
инструментарий обследований; мониторинг экономики образования; общее образование; преподаватели; рынок образования; рынок образовательных услуг; школьники; экономика знаний; экономика образования. |
Общее описание целей и задач исследования: |
Цель работы заключается в развитии мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, совершенствовании научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Респондентами в данном исследовании выступают родители школьников, посещающих образовательные организации, реализующие указанные программы. |
Тип исследования: | Повторяющееся |
Тип выборки: | Квотная выборка. Выборка учреждений общего образования была стратифицирована по 5 параметрам: 1) административно-географический; 2) тип населенного пункта; 3) тип образовательного учреждения; 4) форма собственности. Выборка учреждений общего образования в основной своей части была распределена по стратам «административно-географический признак» и «тип населенного пункта» пропорционально численности населения этих страт, оставшиеся учреждения для каждого типа образовательных учреждений легли на города с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек Центрального федерального округа. В выборку обследования 2012/2013 учебного года были включены 89 учреждений общего среднего образования (школ) - 67 государственных и 22 негосударственных. В ходе обследования в 2012/2013 учебном году было охвачено 62 образовательных учреждений среднего общего образования из числа учреждений, участвовавших в обследовании 2011/2012 учебного года. В каждой государственной школе опрашивалось по 12 учителей. В каждой государственной школе опрашивалось по 30 родителей учащихся начальных, средних и выпускных классов. В каждой частной/негосударственной школе опрашивалось по 26/27 родителей учащихся начальных, средних и выпускных классов. Выборка родителей делилась на четыре части: 1) 25% родителей учащихся 1-4 классов; 2) 25% родителей учащихся 5-7 классов; 3) 25% родителей учащихся 8-9 классов; 4) 25% родителей учащихся 10-11 классов. В каждой из этих четырех частей отбиралось по два класса (так, чтобы они приходились на разные года обучения), в каждом из которых нужно опросить по 3-4 родителя. Ученики отбирались интервьюерами случайным образом, по собственному усмотрению, не прислушиваясь к советам преподавателей. |
Какие регионы входят в выборку: | Северо-Западный ФО; Центральный ФО; Приволжский ФО; Южный ФО+Северо-Кавказский ФО; Уральский ФО; Сибирский ФО; Дальневосточный ФО |
Метод сбора данных: | Анкетный опрос (Сбор данных осуществлялся посредством самозаполнения анкет) |
Список основных исследователей: | Гохберг Л.М., Андрущак Г.В. |
Организация, проводившая полевые работы: | АНО "Левада-Центр" |
Источники финансирования: | Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ |
Тип доступа к данным: | Открытый доступ |
Другие сведения, которые руководитель проекта считает необходимым сообщить: | |